Историческая сводка: История изобретения скутера
В 1902 году французский инженер Жорж Готье создал первый в мире скутер, получивший название «авто-кресло». Изобретатель установил удобное кресло с подлокотниками и высокой спинкой на двухколёсное транспортное средство, убрав мотор под сиденье и сделав проём между сиденьем и рулевой колонкой для удобства посадки.
Готье руководствовался не только соображениями комфорта для мотоциклиста. Совершенно новыми техническими решениями были цепная передача, идущая от двигателя мощность 2.75 л.с. на заднее колесо и запуск двигателя съёмной рукояткой, как на автомобилях. Это изобретение приобрело сразу многочисленную армию поклонников, что стало причиной массового копирования мотоцикла во многих европейских странах. К тем, кто не бездумно лепил копии с чужих изобретений, относился американец Лефебр. В 1909 году он решил усовершенствовать мотоциклетную конструкцию: удлинил базу до 1570 мм, что делало экипаж двухместным, сделал сплошную ровную поверхность под ногами – алюминиевую пластинку размером 43x28 см, установил спереди рычажную вилку. Новая машина получила гордое название New Era. Но идеи, заложенные в этой конструкции, завоюют сердца американцев гораздо позже. А в 1910-хгодах в Америке среди уличных мальчишек развивается новое увлечение – езда на самокатах с моторчиком. Такой вид транспорта стали называть скутером, от сленгового английского глагола «to scoot», что значит «срываться с места, смываться, удирать». Уличные подростки, вооружённые такими помощниками, наводили страх и ужас на мелких уличных торговцев, безнаказанно покидая места преступления. Поскольку такие средства передвижения стали пользоваться популярностью не только у мелких воришек, но и вполне себе законопослушных граждан, то предприниматели поставили производство экипажей на поток.
В 1915 году американская компания Autoped Company of America начинает серийный выпуск усовершенствованных машин, называемых «автопедами». Автопед имел крохотные колёса, причём заднее было закрыто кожухом, платформу-подножку, складной руль и двигатель мощностью в 1.5 л.с. Человек, совершающий передвижения на таком транспорте, не мог позволить себе длительного путешествия, следствием которого была бы простая усталость, так как сиденья на таком автопеде не было. Поэтому с пьедестала рынка автопед был смещён в 1919 году английским изобретателем Грэнвиллем Брэдшоу, догадавшимся установить сиденье на скутер. Машина Брэдшоу, называемая ABC Scootamoto, имела маленькие колёса, высокий руль, полик-подножку и располагающийся позади водительского сиденья одноцилиндровый мотор объёмом 125 см3.
Другие изобретатели, стремящиеся улучшить конструкцию автопеда, решили сохранить не только полик-подножку и крохотные колёса, но и расположение мотора в передней части машины. Так в 1920 году на свет появляется скутер Unibus, который отличается от настоящего только расположением двигателя.
Обладая внешней привлекательности и удобством, эта машина, не имела совершенной трансмиссии, надёжности двигателя и долговечной рамы, поэтому от неё отвернулись надолго самые преданные поклонники этого вида транспорта. Серийное производство скутеров прекратилось почти на 10 лет. И только американские лётчики не отказались от скутеров, на которых они рассекали огромные пространства аэропортов. В одном из таких аэропортов в 1935 году и увидел скутер молодой американский предприниматель Фостер Солсбери, которому пришла идея, что именно такой недорогой вид транспорта и нужен именно сейчас измученной кризисом стране. Для воплощения своей идеи Солсбери подключил своего друга американского инженера Остина Элмора, с которым и был успешно создан в 1936 году скутер Moto Glide, ставший родоначальником современной линейки скутеров. У этой машины были маленькие пятидюймовые колёса, двухтактный двигатель объёмом 82 см3 и автоматическая коробка передач. Скутер имел потрясающий успех, что подтолкнуло друзей на разработку новых конструктивных решений. Молодые люди обратились с просьбой к Роберту Аммону, владельцу компании Cushman, специализирующейся на производстве двигателей для газонокосилок и другой силовой техники, продать тысячу моторчиков. Неискушённые в бизнесе друзья доверчиво оставили чертежи своего скутера, которые попросил Аммон, якобы для доработки двигателя под скутер. А уже через неделю молодые предприниматели получили отказ от Аммона под предлогом нехватки производственных мощностей. Можно только представить, какое негодование испытали компаньоны, когда в конце 1936 года компания Cushman представила покупателю свою разработку скутера Auto-Glide. Справедливости ради, этот скутер не был точной копией Moto-Glide,а выглядел гораздо симпатичнее
Но Роберт Аммон был не единственным, кому пришлись по вкусу идеи Солсбери. Копировать скутеры стали крупные и мелкие компании. И только благодаря незаурядному уму Солсбери ему удалось вырваться вперёд. В 1937 году изобретатель создаёт новую модель Aero Moto Glide c четырёхтактным двигателем мощностью 0.75 л.с. Через год Солсбери удивляет своих поклонников новой моделью с автоматическим центробежным сцеплением и клиноременным.вариатором, являющихся главными узлами современных скутеров. Американские журналисты присвоили неутомимому изобретателю титул «Генри Форд мира скутеров». В конце 30-х годов популярность скутеров невероятна, доказательством чего служит появление их изображений в самых модных глянцевых журналах.
Во время Второй мировой войны компанией Cushman были разработаны специальные модели скутеров для парашютистов-десантников.
Бурную историю развития скутер получил после Второй мировой войны, когда заводам во всех странах, заточенных под ВПК, пришлось переориентироваться на гражданскую продукцию. Например, в Японии скутеры Mitsubishi Silver Pigeon изготавливали из материалов, предназначенных для строительства самолётов. Даже колёса не надо было производить – ими служили шасси.
В Италии была примерно такая же ситуация. Знаменитая модель Vespa, созданная в 1946 году концерном Piaggio, специализирующемся, в том числе, и на строительстве самолётов, стала законодателем моды в мире скутеров
Основным конкурентом Vespa после 1947 года стала Lambretta производства ещё одной итальянской компании Innocenti. Если вы посмотрите внимательно на фотографию этого шедевра, то не удивитесь, что он был построен на заводе по производству водопроводных труб, перепрофилированном после войны.
Конкуренция между двумя итальянскими компаниями длится и по сей день, что не может не радовать любителей скутеров, так как даёт возможность увидеть неограниченные возможности талантливых людей.